Что такое функция? Функция, это фрагмент кода, в который можно передавать параметры, который может возвращать один параметр и производить определенные действия. Не очень понятно, но вспомни в предыдущем сообщении, как для определения выполняется ли условие i=1 создавалась специальная функция. Кроме того, ты наверное замечал, что при переводе триггера в jass, в итоге создаются несколько функций. Обычно, функция для действий триггера, для условия, а также функция для присоединения события. Но об этом я еще напишу позже. Самое главное, что функции можно использовать, чтобы сделать код более удобным и коротким. Синтаксис функции выглядит следующим образом: function <ИМЯ ФУНКЦИИ> takes <ПЕРЕЧЕНЬ ПАРАМЕТРОВ, которые функция БЕРЕТ> returns <тип параметра, который функция ВОЗВРАЩАЕТ> ... <ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВИЙ ФУНКЦИИ> ... endfunction Все это может быть выглядит страшно, но мы разберем на примерах. Самый простой вид функций - та которая ничего не берет и ничего не возвращает. К примеру, создадим функцию с именем property, которая при каждом ее запуске дает игроку1 1000 золотых. Такая функция будет выглядеть следующим образом: function property takes nothing returns nothing call AdjustPlayerStateBJ( 1000, Player(0), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) endfunction Несколько замечаний. Во-первых действие добавления денег взято путем перевода такого действия из триггеров в jass. Я сказал, что деньги даются игроку1, а в коде написано Player(0) - это потому что в jass игроки начинают нумероваться с нуля. Т.е. 0 - номер первого игрока, 1 - второго и т.д. PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD - кодовое слово, которое означает, что прибавляется именно золото, а не скажем лес. Вместо перечня параметров, которые берутся и вместо типа параметра, который возвращается функцией стоит слово nothing - на английском означает ничего. Т.е. функция ничего не берет и ничего не возвращает. Она просто делает действие - добавляет деньги игроку1. Для того, чтобы вызвать эту функцию на исполнение, достаточно написать команду call property() () - это скобки, в которых указывается список параметров для функции, но в нашем случае он пуст. Ты можешь вставить эту команду в триггеры (в виде custom script) или в jass. Когда триггер запущен и очередь дойдет до этой команды, будет запущена функция и выполнены все ее действия. И при каждом запуске игрок1 будет получать 1000 золота. Конечно, функция состоящая из одного действия не имеет смысла, но действий может быть и больше. Если в триггерах или коде имеются часто повторяющиеся фрагменты, то имеет смысл создать функцию и заменять фрагмент на вызов функции. Пока что я не рассказал, а куда нужно вставлять текст функции. Это нельзя делать куда попало. Нельзя вставлять функцию внутрь другой функции. Функцию можно вставить в пустое пространство между другими функциями в триггере или в специально отведенное место (второй вариант предпочтительнее, позже расскажу почему). Путь к этому специальному месту: открой редактор триггеров. Слева в окне найди дерево триггеров (список папок и самих триггеров). Самая высокая позиция этого дерева - иконка карты. Щелкни на нее. Справа откроется окно "Нестандартный код". Вот в него и нужно вставлять функции. Вставь в это окно текст функции property. Затем сделай триггер с событием Map Initialization и действием: cs call property() Запусти сценарий и проверь, что функция действительно работает. Итак, первая и самая простая функция сделана. Но функции очень удобны тем, что они могут принимать определенные параметры, которые влияют на действие функции. К примеру, модернизируем функцию property, чтобы она давала 1000 золота не первому игроку, а игроку, которого мы укажем в параметре. Т.е. в функцию мы будем передавать параметр номер игрока (типа integer). В итоге, функция будет выглядеть так function property takes integer n returns nothing call AdjustPlayerStateBJ( 1000, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) endfunction Смотри, в первой строке вместо takes nothing теперь стоит takes integer n. Это означает, что функция имеет 1 параметр типа integer. Чтобы запустить функцию с параметром, нужно будет вставить строку call property(<какое-то число>) И это самое число будет передано в функцию при запуске и записано в локальную переменную n. Вот такой фокус. Мы можем вводить номер игрока, которому мы хотим дать 1000 золота и этот номер будет передан в функцию. А для того, чтобы дать 1000 золота игроку с этим номером, мы переделали вторю строку: call AdjustPlayerStateBJ( 1000, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) Т.е. дать 1000 золоту игроку с индексом n-1. Я нарочно поставил не n, а n-1, т.к. мы привыкли нумеровать игроков с 1, а в jass нумерация идет с 0. Итак, если у нас имеется указанная функция, то чтобы дать игроку1 1000 золота, мы можем набрать команду call property(1) Еще несколько слов о параметрах. Во-первых, параметров может быть любое число и они могут быть любого типа. Если параметров более одного, то они идут перечислением через запятую. Например, вот модернизированная функция, в которую мы в качестве параметров передаем не только номер игрока, но и количество золота. function property takes integer n, integer gold returns nothing call AdjustPlayerStateBJ( gold, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) endfunction Но сколько параметров у функции, столько должно передаваться и при ее вызове. Т.е. для вызова нужно использовать строку call property(1,1000) Во-вторых, параметры, как я и говорил, передаются в локальные переменные. Но в любой функции могут быть и другие локальные переменные. Просто нужно объявить их в начале функции function property takes integer n, integer gold returns nothing **local real r** call AdjustPlayerStateBJ( gold, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) endfunction Ну и еще одно замечание. В большинстве языков программирования имеется разделение понятий процедура и функция. Процедура - фактически тоже самое что и функция, но она ничего не возвращает в качестве параметра. Все примеры, рассмотренные нами выше - брали или не брали параметры, но все равно ничего не возвращали. Т.е. грамотнее было бы назвать их процедурами. И переходим к последнему - самому общему варианту, когда функция что-то возвращает. Раньше мы везде писали returns nothing, но если мы хотим, чтобы функция что-то вернула, нужно указать какой-нибудь тип. Скажем returns integer (возвратить параметр типа integer). Например, если мы хотим создать функцию, которая будет возвращать нам сумму чисел от 1 до n, где n - параметр, передаваемый в функцию. Функция выглядит так: function summa takes integer n returns integer local integer i local integer s set i = 1 set s = 0 loop exitwhen i > n set s = s + i set i = i + 1 endloop return s endfunction Попытайся разобраться с действием этой функции. Внутри есть цикл, который нужен для нахождения суммы 1+2+...+n. Далее есть ключевое слово return - это одновременно команда прекратить выполнение функции, и способ заставить функцию вернуть значение. return s означает, что функция вернет значение из переменной s, т.е. искомую сумму. Как же обратиться к такой функции для ее вызова? Функции, возвращающие определенное значение, вызываются по-особому. Их можно использовать в каких-то выражениях или равенствах. К примеру, если у тебя есть глобальная переменная i, ты можешь вызвать функцию summa следующим образом: cs set udg_i = summa(10) И тогда РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИИ, то что она возвращает - сумма, будет помещен в переменную i. Или можно сделать так: cs set udg_i = summa(9+1)+2 Тогда в переменную i будет помещена сумма чисел от 1 до 10 плюс еще 2 единицы. В этом и состоит смысл функций, с возвращаемым значением. Примечания: Тип данных, возвращаемых функцией должен совпадать с переменной, куда мы пишем это значение. integer-integer или real-real. Вообще говоря, даже если функция возвращает значение, ее можно запустить методом call <Функция> (<параметры>) Но понятное дело, значение функции, которое оно возвращает, не будет никуда записано. Команда return представляет определенный интерес сама по себе. Если ты проверишь, во что превратится команда skip remaining actions в jass - она превратится в return. Т.е. это команда, которая прерывает исполнение функции. Допускается запуск одной функции из другой. К примеру, в функцию summa можно вставить строчку call property(1,1000) Но может возникнуть ошибка. Обращаться можно только к функции, которая записана выше данной (т.е. создана раньше). Т.е. если функция property будет ниже чем summa - то обращаться к property из summa нельзя. Кстати, код в специальном месте для триггерных функций расположен ВЫШЕ чем код всех игровых триггеров. Поэтому к функциям записанным здесь можно обращаться из любого триггера. 5. Если внимательно приглядеться, то кроме функций, определенных пользователем (т.е. тобой) существуют еще и встроенные функции. К примеру, глянь команду call AdjustPlayerStateBJ( gold, Player(n-1), PLAYER_STATE_RESOURCE_GOLD ) Слово call тебе ни о чем не говорит? :). AdjustPlayerStateBJ - это встроенная функция с тремя параметрами. Список всех таких встроенных функций имеется в MPQ архивах. Так что получается у нас, что все триггеры устроены так, что одни функции ссылаются на другие, те на третьи и т.д. :). На этом о функциях пока все. В качестве примера по тому, что мы пока прошли, предлагаю изучить сценарий AR, в котором реализован достаточно простой огнемет на jass с использованием массивов, циклов и функций.